Интерфакс-Украина
10:10 11.06.2010

Министр по вопросам ЖКХ А.Попов о планах передать функции тарифообразования государству

8 мин читать
Министр по вопросам ЖКХ А.Попов о планах передать функции тарифообразования государству
Эксклюзивное интервью министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Александра Попова агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: В конце мая Киевская горгосадминистрация решила с 1 июля повысить для населения тарифы на ряд коммунальных услуг. В официальных комментариях со стороны столичных властей была озвучена причина такого шага – экономическая необоснованность действующих тарифов и значительная задолженность АЭК "Киевэнерго" перед НАК "Нафтогаз Украины". Какова позиция министерства и Кабинета министров по этой проблеме? Ответ: Действительно, ситуация, которая сложилась в городе Киеве, сегодня самая сложная в масштабах Украины. 2 млрд грн задолженности (АЭК "Киевэнерго" – ИФ) за природный газ, 600 млн грн убытков на 1 июня. Предприятие находится в финансово-экономическом состоянии, которое никому не пожелаешь. А впереди проведение работ по подготовке к отопительному сезону и, естественно, нужны какие-то варианты взаиморасчетов за потребленный газ, потому что сегодня эту разницу кредитует НАК "Нафтогаз Украины", а ему нужно своевременно рассчитываться за покупаемый газ. Поэтому, по большому счету, ситуация тупиковая. Необходимо найти деньги в местном бюджете и погасить разницу в тарифах, что, кстати, надо было сделать еще в октябре прошлого года, когда со стороны премьер-министра и мэра города было принято чисто политическое решение, по которому вернули назад действующие тарифы. Эту дотацию тогда предприятию не отдали. И Киев сегодня начал искать варианты выхода из этого положения. Я так понимаю, что средств в местном бюджете в достаточном количестве, чтобы такую дотацию по разнице (в тарифах – ИФ) заложить, нет, а делать что-то нужно. Поэтому сегодня на обсуждение специалистов и населения выставлены новые тарифы. Они и новые, и старые – потому что уже принимались в средине лета прошлого года. В настоящее время с министерством экономики создана рабочая группа, и мы делаем экспертную оценку предложенного варианта. По результатам проведенной экспертизы мы сможем сказать, насколько обоснована или необоснованна предложенная к обсуждению ценовая политика. Повысить или не повысить – это компетенция Киевской администрации. Правительство к этому отношения не имеет. Оно, со своей стороны, сделало все для того, чтобы не дать повода для повышения цен на жилищно-коммунальные услуги на тех предприятиях, которые имеют на сегодняшний день экономически обоснованные тарифы. Вопрос: Президент Украины в конце мая поручил вашему ведомству и руководству областей разработать систему унификации тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Одновременно, Стратегия экономических реформ главы государства на 2010-2014 годы предусматривает установление экономически обоснованных тарифов в стране до конца 2012 года. Что уже сделано министерством в этом направлении, и каким образом тарифы будут приводиться к единому знаменателю к 2013 году? Ответ: Вообще, тарифообразование в нашей стране нуждается в серьезном, более системном подходе и регулировании очень многих проблемных вопросов, которые возникли на сегодняшний день. Если в Киеве, к примеру, вода берется в городе, очищается, подается, потом отводится, очищается и опять идет в Днепр, то существует несколько регионов, где вода подается на расстояние до 200 км, поднимается на уровень в 300 м. Это все требует огромного количества энергоресурсов. Себестоимость (услуг – ИФ) по регионам может отличаться в 4,3 раза. Поэтому речь идет о том, чтобы разработать такой подход, при котором люди не были бы заложниками особенностей того или иного региона. Тариф может быть примерно одинаковым с разницей в 10-15%, а там где он сильно завышен по объективным причинам, государство определит уровень дотаций, которые предоставит этому предприятию для того, чтобы можно было установить тариф, не превышающий определенную граничную величину. Мы все равно за последние три года выделили средств на так называемую разницу в тарифах в размере 8,8 млрд грн и практически не стимулируем интереса к перспективам энергосбережения, к развитию предприятий. Есть убытки, есть большая энергоемкость – все равно государство эти деньги выделяет… Нами разработан законопроект "О национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины", который мы готовы в ближайшее время вынести на рассмотрение Кабинета министров. Речь идет о передаче функции установления тарифов от местных органов самоуправления к государству, которое будет представлено независимым регулятором. Мы предполагаем, что такой регулятор может быть создан к 1 июля 2011 года. До этого времени, если закон будет принят, министерство возьмет на себя функции регулирования тарифов примерно на сорока предприятиях, которые сегодня осуществляют предоставление услуг как по теплоснабжению, так и по водоснабжению и водоотводу в разных городах. Это, как правило, крупные предприятия, и действующее законодательство позволяет предоставить такую функцию министерству. Мы специально идем на такой шаг и понимаем, что это непростая работа. Но с другой стороны, чтобы потом перевести эти подходы на масштабы всей страны, они должны быть опробованы. Мы также должны сформировать кадровый потенциал и разработать прогрессивную законодательную базу, которой сегодня не хватает. За календарный год мы надеемся эти три задачи решить, и потом отправить в свободное плавание подготовленный коллектив. Конечно, мы нуждаемся и в экспертной оценке этого закона со стороны наших партнеров – Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ). Вопрос: Когда планируете получить экспертную оценку документа от ВБ и МВФ? Ответ: Я думаю, что это будет июнь-июль. Вопрос: На днях вы предложили рассмотреть возможность снижения порога для начисления субсидий с 20% до 15% от совокупного дохода семьи. На какую сумму могут возрасти бюджетные расходы в связи с этим? Ответ: Я обращался к руководителям некоторых предприятий, которые анализировали ситуацию с неплатежами за жилищно-коммунальные услуги, и мы пришли к мнению, что часть населения, не проходящая порог в 20%, объективно не может платить – у кого-то кто-то болеет в семье, у кого-то учится. Половина тех, кто стабильно не платит – такие люди. Их задолженность до 2-4 тыс. грн. Ее можно реструктуризировать на какой-то продолжительный период времени, но дать возможность своевременно оплачивать текущие счета чрез механизм субсидий. Я предложил вместе с министерством труда и социальной политики посчитать, во сколько обойдутся эти дополнительные расходы государства. По моим предварительным расчетам, это значительно меньше, чем выделяемая из бюджета разница по тарифам. Вопрос: НАК "Нафтогаз Украины" заявлял в мае о намерении прекратить поставки газа предприятиям теплоэнергетики, которые до 1 июня не выйдут на 80%-ный уровень расчетов за потребляемый природный газ. Были ли отключения, и каким образом правительство намерено избежать этой проблемы в будущем отопительном сезоне? Ответ: Правительство обязательно решит эту проблему вместе с регионами и губернаторами, городскими головами. У нас произошли серьезные улучшения. Хотя они не могут нас удовлетворить в целом, но за последний месяц мы где-то на 450 млн грн сократили задолженность (предприятий теплоэнергетики – ИФ) за потребленный природный газ. Действительно, у нас сегодня есть факты отключений, но я бы отметил, что с 1 июня большинство предприятий переходят в режим так называемого профилактически-капитального ремонта. По законодательству, это 2-3 недели. Иногда органы местного самоуправления делают перерыв (в подаче тепла и горячей воды – ИФ) на месяц, некоторые – на все лето. Поэтому факты есть, но я не могу сказать, что это 100%-ный результат отключения со стороны "Нафтогаза" – многие это сделали планово и продолжают платить за потребленный газ. В связи с тем, что бюджет был принят с опозданием, в первом квартале имели место неплатежи бюджетной сферы – как местных, так и государственного бюджетов. Это значительная сумма – около 1 млрд грн. За летний период мы эту проблему разрешим, ситуация выровняется. Но основной неплательщик у нас – это население. Я здесь вижу два подхода: уменьшить порог по субсидиям и уменьшать тарифы добросовестным плательщикам. Мы сейчас передаем губернаторам видеоматериалы об опыте моего родного города Комсомольска (Полтавская обл. – ИФ), где с 2004 года для тех, кто платит своевременно, тарифы устанавливаются на 10% меньше обычного. Эта практика работает, она охватила большинство населения города, довольны и люди, и предприятия. Уровень платежей намного выше, чем в среднем по Украине. Вопрос: Верховная Рада проголосовала 20 марта текущего года за повторное рассмотрение в первом чтении проекта закона "Об особенностях передачи в аренду и концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения, водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности". Когда можно ожидать урегулирования этого вопроса на законодательном уровне, и насколько привлекательна для инвесторов возможность концессии в сфере ЖКХ? Ответ: Думаю, что окончательного принятия закона можно ожидать не позже сентября. Работа по его подготовке на завершающем этапе. Концессия – это очень перспективное сотрудничество. Практика аренды и концессии предприятий, когда они не переходят в собственность, а передаются в управление при определенных инвестиционных обязательствах со стороны партнера, очень распространена в Европе. И мы бы хотели, чтобы у нас такие примеры также имели место. Они у нас уже имеют место, но с одной стороны – эти случаи немногочисленны, с другой – почти везде неэффективны. Приняв решение о передаче в аренду или концессию, к сожалению, ни на муниципальном уровне, ни на уровне государства правила игры четко не прописаны. Как правило, мы имеем конфликтную ситуацию между арендаторами или концессионерами и местными властями в решении многих проблем, связанных с развитием предприятия, формированием тарифной политики. Закон урегулирует эти проблемы. Вопрос: Ранее вы заявляли о том, что государство отказалось от финансовой поддержки муниципалитетов и ЖЭКов в вопросе жилищной политики и намерено направлять бюджетные средства напрямую Объединениям совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Кроме того, министерство предлагает с 2015 года ввести обязательное создание таких Объединений в приватизированном жилом фонде. Готово ли общество и законодательство к таким переменам? Ответ: Не очень готово, хотя мы имеем яркие позитивные примеры правильности реализации такой политики в разных регионах. Чтобы перейти к ее реализации на массовом уровне, нужно решить несколько проблем. Первая проблема – это мотивирование тех, кто собирается создавать ОСМД. Здесь наша политика заключается в том, что мы будем внедрять грантовое долевое участие государства в решение проблем того или иного дома в случае, если создано ОСМД. Мало того, на приоритетной основе будут проводиться капитальные ремонты лифтового хозяйства, установление счетчиков, как домовых, так и внутриквартирных. Поэтому преимущества ярко выраженные. Второе, что необходимо сделать – это информационная поддержка. В этом направлении мы разрабатываем целый комплекс системных мероприятий, направленных на освещение в региональных и государственных СМИ позитивных примеров. Потому что, к сожалению, все, что мы видим в последние годы в сфере ЖКХ, сплошной негатив. Он имеет место, но у нас уже есть позитивные примеры. А их будет на протяжении календарного года огромное количество.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Украина завершила сезон отбора газа из ПХГ

Качка: в проекте соглашения со США об ископаемых не говорится о передаче объектов непосредственно в инвестиционный фонд

Parallel открыла два новых АЗК в Киеве

Система страхования военных рисков может заработать довольно быстро после принятия соответствующего законопроекта

"Интерпайп" наращивает присутствие на рынке Ближнего Востока и Северной Африки

Бюджетные поступления от военного сбора в І кв.-2025 выросли в 3,7 раза

Предприниматели легпрома просят Зеленского вмешаться в ситуацию относительно давления правоохранителей в пользу импортеров

Украина привлечет $84 млн от Всемирного банка в рамках проекта HOPE

Количество налогоплательщиков-членов Клуба белого бизнеса уменьшилось на 55 в І кв.-2025

У "Нафтогаза" есть на зиму сценарий с ограничением потребления, но вряд ли он его допустит - член НС Бойко

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА