Новый законопроект о мобилизации содержит противоречивые нормы и требует доработки – Фриз

Новый правительственный законопроект о мобилизации содержит противоречивые формы и требует доработки, считает член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведке Ирина Фриз (фракция "Европейская солидарность").
"Новый законопроект, который вчера зарегистрировал в Верховной Раде Кабмин, также (как и предыдущий – ИФ-У) содержит целый перечень противоречивых норм, которые требуют доработки, начиная с полномочий ТЦК (территориального центра комплектования – ИФ-У) ", - сказала Фриз в комментарии агентству "Интерфакс-Украина" в среду.
Она отметила, что новый законопроект предоставляет полномочия ТЦК обращаться в суды, чтобы воздействовать на военнообязанного, который не явился в центр комплектации по повестке.
"В чем здесь проблема? В первую очередь, непонятно, в каком объеме будут предложены меры воздействия: будет ли это только ограничение выезда за границу, или право управлять транспортом, или наложение ареста на средства гражданина", - отметила Фриз.
По ее словам, в законопроекте также не предусмотрены механизмы снятия таких ограничений.
"То есть любая норма, если она вводится в законодательство, должна четко предусматривать механизмы реализации положений, которые предлагают авторы. В данном случае не предусмотрены механизмы снятия этих временных ограничений, их срок, объем. И соответственно, это может привести к встречным искам граждан, которые будут защищать свои права", - рассказала Фриз.
По мнению народного депутата, наиболее актуальная проблема в законопроекте - это механизм демобилизации.
"С одной стороны, нам показывают 36 месяцев (законопроект предусматривает возможность демобилизации после 36 месяцев службы во время войны – ИФ-У), хотя я уверена, что 24 месяца в зоне боевых действий, особенно для тех, кто находится там с самого начала масштабной агрессии, - это максимально исчерпывающий срок для возможности демобилизоваться", - подчеркнула Фриз.
При этом, по словам Фриз, согласно законопроекту "решение о демобилизации будет отдельным решением ставки Верховного главнокомандующего".
"Если таким образом будет зарегулирован вопрос демобилизации, то он может быть вообще нереализуемым. Я бы назвала это законодательным мошенничеством. Прежде всего потому, что у ставки главнокомандующего нет полномочий и функционала устанавливать сроки демобилизации или принимать решения по этому поводу. Это некорректно", - отметила народный депутат.
По словам Фриз некоторые положения законопроекта нарушают Конституцию Украины.
"В частности, законопроект предлагает, что на государственную службу лицо до 60 лет не может быть назначено, если не прошло базовую общую военную подготовку или военную службу. А это - прямое нарушение предписаний Основного закона и является ограничением прав гражданина", - подчеркнула Фриз.
Она отметила, что законопроект 18-ти-25-ти летним людям предлагает самим определить, когда именно проходить базовую всеобщую военную подготовку.
"Тогда возникает вопрос: если человек определил, что он проходит базовую общую военную подготовку или базовую военную службу в 24 года, то почему он сейчас не может работать на государственной службе? То есть мы таким образом отсекаем молодежь от государственной службы, заставляя сначала пройти базовую военную подготовку или военную службу и только после этого предоставляем ему возможность поступления на государственную службу", - полагает Фриз.
Народный депутат также считает контраверсийным положением законопроекта норму об электронных повестках.
"Их будут направлять гражданам в электронный кабинет, который должны зарегистрировать все. Мы вводим обязанность гражданина, но мы не даем возможности реализовать эту обязанность", - отметила Фриз.
Она напомнила, что согласно законопроекту, если военнообязанный после получения повестки через электронный кабинет не явился в ТЦК, то в течении 5 дней ТЦК направляет ему электронное требование. В случае не выполнения требования в течении 10 дней ТЦК имеет право подавать на него в суд "сначала на админнарушение, а если админка не урегулируется, то далее наступает и уголовная ответственность". Фриз подчеркнула, что человек в течение этих дней может просто не иметь доступа к интернету или из-за каких-то других обстоятельств не может проверить свой электронный кабинет.
"То есть это абсолютное превышение полномочий ТЦК. И еще раз возвращаемся к тому, что любая вводимая норма должна предусматривать ее реализацию. В данном случае реализация нормы невозможна в том виде, в которыом предлагает законопроект. Поэтому ее надо или переписывать, или уточнять, или расширять, или пока откладывать", - считает Фриз.
Фриз убеждена, что формат электронного кабинета необходимо протестовать на каком-то узком сегменте и только после того, как он будет опробован и готов к применению вносить в законодательство, как обязанность для каждого гражданина Украины.
Нардеп также обратила внимание, что законопроект не регулирует вопрос об освобождении от мобилизации военнообязанных, на содержании которых находятся лица 3-ей группы инвалидности.
"Мы будем вносить соответствующую поправку в законопроект ко второму чтению, чтобы снять этот достаточно большой запрос в обществе", - сообщила народный депутат.