Профильный комитет Рады намерен провести отдельное заседание для рассмотрения проблем лечения пациентов за рубежом за средства бюджета

Комитет Верховной Рады по здравоохранению намерен провести отдельное заседание для рассмотрения вопросов и проблем с отправкой пациентов на лечение за рубеж за средства госбюджета.
Такое решение комитет принял на заседании в среду, рассмотрев отчет Счетной палаты о лечении граждан Украины за рубежом в период 2013-2015 гг.
По мнению участников заседания, при парламентском комитете по здравоохранению необходимо создать рабочую группу, которая должна разработать механизмы отправки пациентов на лечение за рубеж.
При этом представители пациентских организаций отмечали, что заключения Счетной палаты не учитывают специфики процесса лечения, особенностей коммуникаций с иностранными клиниками и, в целом, ставят под угрозу реализацию программы лечения украинцев за рубежом за средства госбюджета.
По оценкам Счетной палаты, в этот период в деятельности Министерства здравоохранения по организации лечения граждан Украины за рубежом и использования средств, выделенных Минздраву из госбюджета на эти цели, были допущены ряд нарушений. В частности, Счетная палата отмечает, что Минздрав за 20 лет ни разу не пересматривал Положение о порядке направления граждан на лечение за границу, утвержденное постановлением правительства №991 в декабре 1995г.
В то же время, по оценке Счетной палаты, действующие нормативно-правовые акты Минздрава Украины не содержат четких положений относительно определения понятия эффективности или неэффективности лечения, процедуры направления граждан Украины на лечение за границу в части решения вопросов его целесообразности, формы и содержательного наполнения обоснования необходимости лечения за рубежом, формы и содержания документа, который должно предоставить иностранное медучреждение.
Кроме того, в Счетной палате отмечают отсутствие четких определений формы и содержания письменной договоренности между Минздравом с соответствующим иностранным медучреждением, прав и обязанностей сторон, в том числе по возврату неиспользованных средств, порядка проведения расходов за счет различных источников.
Также механизм использования средств, предусмотренных в госбюджете на лечение граждан за рубежом, не определяет вид транспорта и класса билета, стоимость которого подлежит возмещению. В частности, по данным Счетной палаты в 2013 году Минздрав возместил больному и сопровождающему его стоимость авиабилетов бизнес-класса в сумме 8,8 тыс. грн за перелет по маршруту Тель-Авив-Донецк.
Кроме того, действующие нормативные акты Минздрава четко не определяют сроков и порядка регистрации в министерстве документов, представляемых департаментами (управлениями) здравоохранения обл- и горгосадминистраций и гражданами, сроков их рассмотрения, оснований для приостановления или отказа в направлении граждан на лечение за границу, порядка информирования заявителей о ходе рассмотрения документов, порядка обжалования деятельности или бездеятельности должностных лиц Минздрава, в частности, в случае безосновательного затягивания сроков рассмотрения дел граждан, необъективного их рассмотрения и принятия решений, предоставление недостоверной информации заявителям и т.д.
Также, по оценке Счетной палаты, неурегулированным остается вопрос особенностей направления на лечение за границу участников АТО, которые отправляются на общих основаниях.
Также Счетная палата отмечает, что Минздрав не обеспечил заключения соглашений с иностранными медучреждениями, не располагает данными об общем объеме расходов, связанных с лечением граждан Украины в медицинских учреждениях зарубежных стран.
"Как установлено аудитом, граждане Украины, направляемые за границу на лечение, и сопровождающие их лица самостоятельно решают вопросы оформления выездных документов, проживание и услуг переводчика", - говорится в заключении Счетной палаты.
По данным Счетной палаты из 706 обращений о направлении на лечение за границу, поступивших в течение 2013 – 2015гг, соответствующая комиссия рассмотрела только 276 обращений, информация о рассмотрении 430 дел и принятых решениях в Минздраве отсутствует.
Также, по информации Счетной палаты, несмотря на открытые в марте-апреле 2015 года ассигнования в сумме 33,8 млн грн., рассмотрение дел граждан о направлении на лечение за границу проведено только 25 мая 2015, "то есть в течение 1,5 месяца отбор больных на лечение не осуществлялся".
Кроме того, по данным Счетной палаты, в 2013-2014гг Минздрав нарушал требования бюджетного законодательства при отчете о выполнении паспорта бюджетной программы "Лечение граждан Украины за рубежом", завышая кассовые расходы и количество направленных на лечение граждан, а также занижая среднюю стоимость лечения.
Также, по оценке Счетной палаты, у Минздрава отсутствуют калькуляции стоимости лечения граждан в зарубежных медицинских учреждениях, а также объемы и окончательная стоимость проведенного в 2013 - 2014 годах и в январе - августе 2015г лечения 51 больного.
"Минздрав Украины не владеет информацией об использовании средств перечисленных в зарубежные клиники, а именно $ 1,528 млн, EUR4 млн и 1,545 млн рублей. Согласно предоставленной для аудита информации, после проведенного лечения гражданам Украины, на которое использованы перечисленные Минздравом в 2013-2014 годах и за восемь месяцев 2015г, осталось $ 305,1 тыс. и EUR 379 тыс. которыми от пяти до 33 месяцев пользовались лечебные учреждения зарубежных стран", - отмечают в Счетной палате.
По данным Счетной палаты, в 2013 году комиссия Минздрава приняла решение о направлении больного на лечение в детскую больницу Италии, которой ведомство перечислило EUR115 тыс., однако, согласно отчету больницы, для лечения этого пациента было использовано только EUR 14,2 тыс. При этом клиника в течение более двух лет пользуется средствами в сумме EUR 100,8 тыс.
Кроме того, Счетная палата подчеркивает, что Минздрав не владеет в полном объеме информацией о результатах лечения граждан Украины, которые были направлены в зарубежных лечебных учреждений и не предпринимает меры для надлежащего использования и развития имеющейся в Украине медико-клинической базы для проведения трансплантаций гемопоэтических стволовых клеток (костного мозга).
"60% гражданам Украины, которые направлены на лечение за границу, потребовалось проведение именно таких операций. Киевский центр трансплантации костного мозга, единственный в Украине предоставляющий соответствующую медицинскую помощь взрослым, относится к коммунальной собственности. Киева, финансируется из местного бюджета, и не имеет возможности оказывать бесплатную медицинскую помощь гражданам из других регионов Украины. Минздрав не утвердил положение о Всеукраинском реестре доноров костного мозга, Реестр не является аккредитованным членом Всемирной ассоциации доноров костного мозга и, как следствие, не включен в международную поисковую систему доноров. Минздрав не разработал порядок ввоза в Украину и вывоз за ее пределы трансплантатов костного мозга, порядок оплаты за их поиск и доставку из-за границы, а также не разработал порядок компенсации украинским донорам костного мозга в связи с исполнением ими донорских функций", - отмечают в Счетной палате.